"Petites Musiques de Bruits"

Le Disque - The Record

composition et réalisation
Alain DE FILIPPIS

Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla-Bla
Revue de presse

Independent Electronic Music (Russia)

Умелое переделывание классической музыки (с разной, но в основном очень малой степенью узнаваемости) - тема, нередко встречающаяся у музыкантов-авангардистов. Alain de Filippis, известный мне прежде только по серии "Collection Cinema Pour L'Oreille", безжалостно расправился с бессмертными произведениями Моцарта, превратив их в звенящую, дрожащую и дергающуюся, как изображение в неисправном телевизоре, абсурдную смесь оркестровых сэмплов, застывших на месте, остановленных произведенными из них же мутантами, в которых уже невозможно признать прежний облик. Если оставить в стороне этические соображения и попытаться проанализировать работу как самостоятельное произведение, то несложно заметить, что по своей структуре оно гораздо ближе минимализму в духе Майкла Наймана, чем электроакустической музыке французской школы. Что еще более странно, если учесть, что сам диск вышел на американском лэйбле (всем известно, что американцы обычно достаточно прохладно относятся к европейской музыке), Ностальгическое звучание альбома наводит на мысль об авангарде 50х годов ушедшего века, балансировавшего на грани между примитивизмом как следствием ограниченных возможностей традиционных инструментов и либеральностью как следствием ограниченных возможностей производительных сил, решающих в то время куда меньше задач, которые перед ними ставило общество, по сравнению с днем сегодняшним. Интересно, чем же обусловлен возврат к ней сейчас, кроме ностальгии? (ДВ)

MUZPROSVET (Russia)

alain de filippis - "petites musiques de bruits" (2001) groundfault

Ален де Филиппи - французский композитор, занимающийся так называемой электроакустической музыкой - то есть музыкой, собранной из готовых звуков. До недавнего времени Ален резал ножницами и переклеивал магнитофонную плёнку. Сейчас он монтирует свою музыку на компьютере.

Его компакт-диск на американском лейбле groundfault называется "petites musiques de bruits" - "маленькие музыки из шумов". Применены как естественные шумы, так и искусственные - скажем, звуки струнных большого симфонического оркестра.

Сложно сказать, как это звучит "всё вместе", и это, на самом деле, большая проблема восприятия электроакустической музыки. Композиции сложно окинуть одним взглядом, у них нет темы, главной мысли, коллажная музыка довольно изменчива, части одного произведения не похожи друг на друга. Моментальное состояние музыки, казалось бы, очень легко описать - она довольно наглядна и пластична: сейчас это похоже на солдат, марширующих за катком, по которому катаются фигуристки, сейчас - на морской прибой в оркестровой яме оперного театра, сейчас - на поезд, буксующий на морском дне... но всё вместе?

Иногда логику происходящего усмотреть кое-как можно... скажем, так: в опусе Алена де Филлипи симфонический оркестр никак не может выйти из состояния комы, вокруг - масса марширующих звуков, работают какие-то механизмы, всё скрипит и ходит ходуном, но оркестр все не может ожить, в лучшем случае, его трясёт в такт с автоматами искусственные лёгкие или искусственная почка.

Может, это музыка о том, как непросто умирать симфоническому оркестру в эпоху тоталитарного режима Буратино?

В любом случае, для восприятия этой музыки надо себе отращивать какие-то другие уши, те, которыми слушаешь Бьёрк и Radiohead, обижаются и сворачиваются в трубочку. Впрочем, так им и надо.


Retour / Back

bdp
une co-production Bouffou-Théâtre / Festival Musique Action CCAM de Vandoeuvre les Nançy